Развитие гибридного автотранспорта и роль автоцентра «555» в экологической программе города Хабаровска.
1. Гибридные авто – когда будущее уже наступило!
Гибридным автомобилем сегодня никого уже не удивишь. В Хабаровске, как и в любом другом крупном городе, остановившись на светофоре, можно наблюдать, как справа остановилась Toyota Prius в 20-м или в 30-м кузове с сидящим за рулем офисным работником. А слева в это же время в поток вливается огромный джип – гибрид, управляемый бизнесменом или чиновником. Сзади ждет зеленого света Honda Insite – еще один гибрид со студентом за рулем, из включенной на полную мощность аудиосистемы отчетливо доносятся ритмы в стиле Funk.
Сегодня гибриды активно входят в нашу жизнь, а, следовательно, появляется большой спрос на их ремонт и обслуживание, что в свою очередь заставляет автосервисы обучатся новому виду технологий. Но, увы: Найти сегодня грамотного диагноста способного разобраться с неисправностями гибридного ТС, практически невозможно. Что же делать? Вот об этом мы будем говорить сегодня и в дальнейшем. И тем самым попробуем хотя бы частично снять проблему и вооружиться специальными знаниями в ремонте гибридных автомобилей.
2. Прогноз на состояние рынка и парка гибридных авто.
Говоря о развитии гибридных автомобилей и электромобилей в России, нужно отметить, что динамика его развития во многом зависит от господдержки, развития инфраструктуры и цен на топливо. При условии прихода на российский рынок различных производителей с инновационной продукцией к 2020 году в России будет минимум 200 тыс. электромобилей.
Стоимость электрокаров постепенно будет снижаться. В первую очередь это будет связано со снижением себестоимости производства батареи – самого дорогого элемента в электрокаре. Это будет обусловлено расширением производства. Простой пример – в 2009 году, когда Mitsubishi начали первые продажи серийного электромобиля в мире, одна только его батарея стоила дороже, чем другой известный гибридный автомобиль японской марки. За прошедшие три года стоимость батареи уменьшилась в два раза. Это обусловлено ростом выпуска электрического транспорта. В первый год было произведено 5 000 электромобилей, во второй 18 000, а сейчас выпускается 40 000 в год. Учитывая масштаб рынка, через 2-3 года электромобили будут стоить значительно дешевле. Исследователи в области ценовой политики электромобилей сообщают, что по прогнозам стоимость аккумуляторных батарей, используемых в электромобилях и подзаряжаемых гибридах, к концу десятилетия снизится на 45%, а стоимость самих машин упадет на 30%-40%.
По прогнозам экспертов по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТП РФ, к 2020 году электромобиль будет стоить дешевле автомобиля с двигателем внутреннего сгорания такого же класса.
Следуя статистике, 43% российских автовладельцев хотели бы пересесть на гибрид или подключаемый гибрид, а 23,7% – на 100%-ный электромобиль при условии, что их цена будет сопоставима с ценой обычного автомобиля.
Автолюбители готовы сменить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания на электрический, если при этом будет отменен транспортный налог на электромобили и гибриды (26%), разрешат ездить по выделенным полосам (22,3%) и бесплатно парковаться (19,5%), 12,9% хотели бы получить при покупке электромобиля налоговый вычет.
33,3% считают, что развитие рынка электротранспорта в России зависит только от государства, 21,3% – от самих производителей электротранспорта, а 12% – что этим должны заниматься производители зарядной инфраструктуры. 33,4% респондентов уверены, что будущее рынка электротранспорта зависит от совместных согласованных действий государства и производителей зарядной инфраструктуры и электромобилей.
На сегодняшний день отметим следующие пункты:
Первый – автолюбители стали видеть в электромобиле вполне реальную альтернативу ДВС. Потребитель уже настолько информирован, что знает разницу не только между 100% электромобилем и гибридом, но и обычным и подключаемым гибридом, называя последний «электромобиль без недостатков электромобиля», то есть без жесткой привязки к электророзетке в условиях слабо развитой зарядной инфраструктуры.
Второй – это осознание того, что при пользовании электромобилем можно сэкономить на топливе и обслуживании.
Третий – люди всерьез стали задумываться об экологии. 31,6% опрошенных проголосовали за перевод на электротягу общественного транспорта, 20,3% – коммерческого транспорта, а 17,3% респондентов считают, что в сегодняшних экологических условиях необходимо весь транспорт перевести на альтернативное топливо.
3. Практика других стран.
В мире с 2011 года наблюдается настоящий бум электромобилей. В 2015 году рост автопарка электрокаров и гибридов в Европе составил 48,5% – всего было продано 76,3 тыс. таких машин. В лидерах – Норвегия, Великобритания и Германия.
Развитию транспорта, работающего на электричестве, помогают специальные программы многих государств мира. Так, европейские страны предусматривают бюджетное финансирование программ по инвестированию в электромобильные проекты. В перечне мер по стимулированию продаж электромобилей — государственные субсидии на их приобретение, обнуление или снижение ввозных пошлин, отмена транспортного и регистрационного налогов. Также применяются немонетарные льготы: бесплатный проезд по платным дорогам, езда по выделенной полосе для общественного транспорта и бесплатная парковка.
Большое внимание в ЕС также уделяется развитию инфраструктуры:
Норвегия
Быстрее всех европейских государств электротранспорт освоила Норвегия. Правительство приняло программу, по которой к 2025 году в стране не должно остаться ни одного бензинового автомобиля. Несколько лет в Норвегии действует комплекс мер, способствующих покупке «зеленого» транспорта, – это и право передвигаться на них по полосам для общественного транспорта, и право бесплатного проезда по платным дорогам. В дальнейшем список льгот для владельцев электрокаров будет расширяться, а вот купить автомобили на бензине или дизельном топливе станет гораздо сложнее – правительство намерено существенно увеличить налоги на их покупку.
Германия
В Германии реализацию машин на горючем топливе решено запретить с 2030 года. Страна ввела стимулы для покупки электрокаров: освобождение на 10 лет от налога на собственность, грант на покупку «зеленой» машины в 4000 евро и низкие проценты по кредиту.
Франция
К 2040-му году полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания придется и жителям Франции. Это решение стало одним из первых, принятых новым правительством Эммануэля Макрона. В стране больше 100 тыс. электрокаров или 1,2% всего рынка. Покупателям «зеленых» авто правительство компенсирует 10 тысяч евро.
Китай
В 2016 году КНР приобрела 507 тыс. из 873 тыс. проданных в мире электромобилей. Согласно принятой там больше десяти лет назад концепции развития национального автопрома, КНР пытается стать мировым лидером в этом направлении. Власти помогают производителям электромобилей – и своим, и иностранным, работающим в стране. Для них – беспроцентные кредиты на НИОКР, сеть электрозаправок (строительство берет на себя государство), налоговые льготы и прямые финансовые вычеты для покупателей (компенсируется 20-30% от цены).
Китайский владелец электромобиля быстро и бесплатно получает регистрационный номер, притом, что покупатель обычного авто – только за большие деньги или через аукцион.
А для автопроизводителей действует «кнут»: уже в 2018 году электромобили или гибриды должны составить не менее 8% от годового объема производства фирм. Спустя еще год планка поднимется до 10%, а в 2020-м – до 12%. Компании, не выполнившие эти требования, ждут кары – от штрафов до закрытия.
Сегодня сегмент электроавтомобилей является наиболее растущим на мировом рынке – плюс 76% в год. К 2020 году их парк достигнет, по прогнозам компании Civitta, отметки 24 млн. Если учесть, что по состоянию на 1 января 2015 года в мире было зарегистрировано 740 тыс. единиц электромобилей, то выходит, что к 2020 году их количество возрастет в 32 раза. Если такие темпы роста сохранятся и в дальнейшем, можно предположить, что к 2030 году восемь из десяти новых автомобилей будут оснащены электрическим мотором.
4. Ремонт гибридных авто
Сегодня владельцы таких авто в автосервисах сталкиваются с двумя диаметрально противоположными подходами к диагностике и ремонту ТС. При обращении в ремонтное предприятие они (владельцы гибридов), как правило, слышат следующую «весьма» исчерпывающую информацию:
1. «Поищите другой автосервис. Мы ремонтом и обслуживанием гибридов не занимаемся»
2. «Загоняйте авто, как-нибудь разберемся с вашим гибридом!»
На рынке как никогда остро стоит вопрос с подготовкой квалифицированного персонала для ремонта и обслуживания гибридных автомобилей, так как в России практически нет специалистов, которые могут грамотно диагностировать, обслуживать и ремонтировать гибриды. По печальной статистике 80% поломок гибридов приходится именно на неграмотное и неквалифицированное обслуживание машины.
Приведём простой пример. Например, замена масла в коробке Prius в 10-11 кузове. Казалось-бы простая операция — слил старое масло, залил новое и вперед… Увы, не все так просто. Во-первых, масло меняется с обязательным снятием поддона коробки. Конструкция поддона выполнена таким образом, что вся самая страшная грязь и мусор, при простом сливе масла остаются в поддоне. И если в этот «мусор» залить свежее масло, то это значит просто выкинуть деньги на ветер… Но и это еще не все! Раз в месяц (сейчас уже значительно реже) к нам в сервис привозят на эвакуаторе машину со сгоревшим инвертором. Догадались причем тут замена масла? Ответ простой: «Сервисмены», при замене масла в коробке, заливают его не в коробку, а в расширительный бачок инвертора, так как заливную пробку на коробке они найти просто не могут!
И это всего лишь такая простая операция, как замена масла в коробке… А, например, ремонт высоковольтной батареи на гибриде — это не просто замена неисправного элемента, а целый комплекс по РЕМОНТУ батареи:
· замер остаточной емкости элементов
· подбор элементов в пары по ёмкости
· очистка контактных пластин и т.д.
Гибриды включают в себя множество элементов электроники, разнообразных компьютеров, датчиков, батареи и всё это требует специальных навыков и знаний, которыми обладают крайне ограниченное количество мастеров.
5. Роль автосервиса «555» в экологической программе
Систематически дорожающее традиционное автомобильное топливо и повсеместное ужесточение экологических стандартов принуждают автопроизводителей к поиску альтернативных аналогов топлива и новых инженерных решений. Под это разрабатываются новые конструкции двигателей или совершенствуются прежние.
Тенденцию можно наблюдать по автомобильному трафику, который всё чаще разбавляют гибриды в уже достаточно большом количестве и их число неуклонно растёт, а учебных центров, готовящих специалистов по их ремонту, на всю Россию ограничивается парой единиц. Ведь высококвалифицированные мастера, способные не только найти проблему, но и качественно её решить сегодня на вес золота, именно поэтому автоцентр «555» идёт в ногу со временем и вносит свой вклад в обучение и подготовку механиков по ремонту гибридных автомобилей.
Так, в частности, в октябре текущего года нами был заключен договор на обучение и стажировку молодых специалистов автосервиса в НИИ «Гибрид-Сервис» г. Екатеринбурга. Сейчас у нас есть квалифицированный специалист по диагностике и ремонту гибридных автомобилей японского производства, который продолжает уже дистанционное обучение и, одновременно, оттачивает практические навыки в стенах автоцентра «555». На март 2018 года есть планы отправки на обучение еще двух наших сотрудников.
2017 год в России объявлен годом экологии, и мы верим в то, что благодаря профессиональному сервису увеличится количество автолюбителей, которые не будут опасаться покупать гибридные автомобили из-за боязни поломок и невозможности их качественного исправления за доступные деньги, а это, в свою очередь, повлечет за собой популяризацию гибридного автотранспорта и позволит с большей долей оптимизма смотреть в экологическое будущее нашего города и Хабаровского края.